Откатные ворота – это современное решение, которое помогает рационально использовать пространство на участке. Такие конструкции, вне зависимости от типа, обладают не только функциональностью, но и привлекательным внешним видом.
Особенности откатных ворот
Откатные ворота – это автоматизированные системы, обеспечивающие удобство въезда на территорию. Теперь для доступа во двор или в гараж не требуется выходить из автомобиля и выполнять ручное открытие и закрытие ворот. Электропривод самостоятельно выполняет все необходимые манипуляции. Конструкция откатных ворот включает в себя рельс, по которому створка перемещается вбок, а также ролики, обеспечивающие плавное движение по этому рельсу. Благодаря этому, при открывании ворота не загромождают пространство на участке или вдоль дороги.
Плюсы и минусы откатных ворот
Откатные ворота обладают как преимуществами, так и недостатками. Их достоинства заметны сразу: такая конструкция выглядит более современно и позволяет существенно сэкономить место, поскольку не требует открытия створок наружу или внутрь. Однако именно эта особенность и является причиной основных сложностей. В частности, ролики, обеспечивающие движение ворот, могут быстро выходить из строя.
В зимний период эксплуатации откатных ворот потребуется очищать от наледи движущиеся элементы и рельсы, что потребует затрат времени.
Важно! Наличие подвесной балки обуславливает ограничение по высоте транспортных средств, въезжающих в конструкции подвесного типа.
Виды откатных ворот
Существуют различные распространенные типы конструирования откатных ворот:
- подвесные
- рельсовые
- консольные
Каждая конструкция обладает своими достоинствами и недостатками, поэтому перед выбором важно изучить возможности различных типов откатных ворот.
Подвесные ворота
Обычно рельс для откатных ворот крепится в нижней его части. Но для ворот подвесного типа существует особенность: их направляющая располагается не внизу, а наверху.
В зимний период верхнюю балку необходимо полностью очищать от снега и наледи, так как их наличие может негативно сказаться на ее функциональности.
Она также устанавливает ограничение по высоте для въезжающих транспортных средств, что исключает возможность проезда высоких автомобилей. Если ширина распашных ворот не превышает 3 метра, то вторая створка не требуется, достаточно одной. Дополнительная створка облегчает нагрузку на верхнюю балку при больших размерах ворот. Для подвесных ворот применяются готовые направляющие и ролики.
Для монтажа верхней части листов профнастила необходимо, чтобы она выступала за габариты проема на 10 сантиметров, а с боковых сторон нужно предусмотреть припуск в 20 сантиметров больше, чем размеры проема для ворот.
В нижней области предусматривается зазор в 5 сантиметров для установки направляющих и роликов. Каркас изготавливается путем сварки квадратных труб с поперечным сечением 12 сантиметров.
Рельсовые ворота
Рельсовые ворота – это разновидность откатных конструкций. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с воротами, открывающимися на петлях. В частности, ширина створки может быть существенно больше, достигая значения в полтора раза.
Во-вторых, использование данной конструкции позволяет избежать необходимости учитывать вес полотна и предпринимать меры по его снижению.
Рельсовые ворота с раздвижной конструкцией также отличаются высокой устойчивостью к воздействию ветра, поэтому их установка целесообразна в ветреных районах.
Существует два варианта монтажа рельса: углубленный и незаглубленный. Использование незаглубленного рельса приводит к ощутимой тряске, которую чувствуют пассажиры транспортного средства.
Рельс увеличенной ширины позволяет избежать резких толчков и обеспечивает более мягкое начало движения, однако его обслуживание представляет собой более сложную задачу, особенно в условиях низких температур. Кроме того, в летний период потребуется регулярное удаление с рельса загрязнений, таких как пыль, земля или песок.
Консольные конструкции
Консольные откатные ворота – наиболее сложная конструкция из представленных. Такая сложность обусловлена необходимостью обеспечения пространства для отката в сторону, что подразумевает наличие ширины для противовеса, а также прикрепление листа ворот к балке.
Вместо вертикальной конструкции используется нижняя балка с консольными роликами. Это позволяет въезжающему транспорту не иметь ограничений по высоте, а только по ширине проема.
Интересно! Хотя нижнее размещение балки и роликов и является распространенным решением для консольных конструкций, существуют и другие варианты их расположения, например, сверху или сбоку. Но чаще всего используется нижний тип монтажа.
Консольные ворота обладают важным преимуществом – их работоспособность не зависит от наличия снега. В отличие от рельсовых систем, требующих очистки перед использованием, консольным воротам необходимо лишь удаление снега с поверхности до уровня балки.
Как правило, их устанавливают на высоте около 10 сантиметров. В регионах, где нет снега, консольные ворота также считаются современным решением. Они просты в эксплуатации и способны противостоять сильным ветрам.
Самостоятельное проектирования конструкции
Создание откатных ворот своими руками – задача не из легких. Однако, это существенно более экономичный вариант по сравнению с установкой распашных ворот. Консольная конструкция потребует наибольших усилий и опыта, но это вполне оправдано. Перед тем, как приступать к сварке, резке и монтажу, необходимо разработать схему и определить размеры всех элементов ворот и их расположение.
Чертежи и схемы
Эскизы и чертежи должны содержать информацию о расположении рамы и несущей балки. На схеме необходимо указать направление движения полотна ворот. Концевой разгрузочный ролик может быть обозначен на схеме в одной из секций ворот, а во второй потребуется установка ролика с ограничителем и уловителем. В первом случае разгрузочный ролик будет помогать снижать нагрузку на балку и роликовую каретку.
Важно! В местах, где наблюдаются ветра, а также в других зонах, можно установить верхний уловитель. Он обеспечит устойчивость конструкции и предотвратит её раскачивание под воздействием ветра.
Какие нужны материалы
Некоторые комплектующие для откатных ворот потребуется приобрести готовыми, поскольку их самостоятельное изготовление потребует значительных затрат времени. В частности, это касается роликовых механизмов. Однако в редких ситуациях возможно практически полное изготовление ворот собственными силами.
Что нужно для сооружения своими руками
Сначала необходимо определить вес, который будет испытывать на себе балка. Этот показатель влияет на выбор характеристик необходимой фурнитуры, а именно роликов для раздвижных ворот.
Наиболее распространенными являются три вида видеороликов:
- для массы до 400 кг, не более 4 м
- для массы 400-600 кг, не более 6 м
- для массы свыше 600 кг и длиной полотна более 6 м
Выбор деталей для механизма отката
Самый доступный способ – приобретение полного комплекта фурнитуры для установки ворот. В него входят ролики, нижняя направляющая, крепежная скоба, опорный ролик, подставка для роликов и пластиковая заглушка. Все компоненты, как предполагается, способны выдерживать вес готовой конструкции.
Какие инструменты и материалы понадобятся
В перечень оборудования входят углошлифовальная машина для резки, сварочный аппарат для сварки, а также инструменты для земляных работ, включая рытье и выемку грунта, и для бетонирования фундамента ворот.
Для замешивания раствора бетономешалка не потребуется, можно использовать насадку для перфоратора. Кроме того, понадобятся инструменты для окрашивания готовых ворот.
Для изготовления конструкции потребуются следующие материалы: профильная труба сечением 50 на 50 миллиметров, труба 40 на 2 толщиной 20 миллиметров, швеллер №20 для организации опорной площадки, арматура значительного диаметра, толстый профнастил и бетонная смесь.
Подготовка проема – первый этап установки раздвижных ворот: пошаговая инструкция
Инструкция состоит из четырех последовательных этапов. Работа начинается с установки опорных столбов, между которыми впоследствии создается проем требуемой ширины с учетом небольшого запаса.
Для возведения опор рекомендуется использовать долговечные материалы, такие как кирпич и бетон, которые сохранят свою устойчивость в течение длительного периода.
Заливка основания для несущего устройства и монтаж каркасной конструкции
Для каждого столба закладывается отдельный фундамент, при этом толщина бетонной подушки должна быть не менее 1 метра. В местах с высоким уровнем грунтовых вод возможно устройство единого фундамента для всей воротной системы.
В тех районах, где грунт подвержен глубокому промерзанию и пучению, необходимо предусмотреть более глубокое заложение фундамента.
Выполнение обшивки, установка фурнитуры и монтаж полотна
При использовании кирпичной кладки для изготовления стоек, в процессе возведения в них предусматривают закладные элементы для упрощения монтажа рамы. Сборка каркаса осуществляется с использованием строительного уровня, сварные швы наносятся сверху вниз на ровной поверхности.
К направляющему рельсу приваривается труба рамы, затем изготавливается верхняя поперечина и откос. Чтобы предотвратить перегрев, сварку ведут не последовательно, а шахматным способом.
Проводятся работы по установке внутренних перегородок с использованием листов. Поверхности обрабатываются грунтовкой, затем окрашиваются. В процессе монтажа применяется шнур для определения осевой линии створки.
Установка электропривода и элементов безопасности
Для обеспечения автоматического открывания ворот необходимо приобрести и установить следующий комплект оборудования: зубчатую рейку, электропривод, сигнальную лампочку, пульт дистанционного управления, фотоэлементы и блок управления. Установка этого оборудования возможна только при условии, что ворота перемещаются по направляющим без затруднений.
Обслуживание
В холодное время года обслуживание откатных ворот предполагает удаление наледи с рельсов и роликов. Очищать утопленные рельсы следует не только от снега и льда, но и от земли и пыли.
Часто возникает такая ситуация: полотно ворот не возвращается в фиксаторы. Вероятно, потребуется проверка фундамента. В редких случаях сильные ветры могут деформировать само полотно. Иногда причина кроется в необходимости регулировки электронных компонентов.
Наиболее частые ошибки
Чаще всего возникают три вида ошибок при установке и эксплуатации ворот. Первая – использование неподходящих материалов, в частности роликов и направляющих рельсов, которые не соответствуют типу и весу ворот. Вторая – при откате створки важно обеспечить ровную поверхность и отсутствие каких-либо помех в направлении движения.
Запрещено устанавливать калитку в зоне, где открываются ворота. Кроме того, откатные ворота не могут выполнять функцию калитки, поскольку их компоненты будут изнашиваться слишком быстро. Выбор типа откатных ворот позволяет подобрать оптимальную конструкцию, соответствующую потребностям домовладельцев или владельцев загородных участков.
Одновременно с этим, их применение предполагает корректную установку и эксплуатацию, что влечет за собой затраты времени и финансовых ресурсов.