Как сделать откатные ворота для дома: пошаговая инструкция
Откатные ворота – это современное решение, которое помогает оптимизировать использование пространства на участке. Такие конструкции, в отличие от распашных, не только выполняют свои функции, но и обладают привлекательным внешним видом.
Особенности откатных ворот
Откатные ворота – это автоматизированные системы, предназначенные для удобства въезда на территорию. Теперь для доступа во двор или в гараж не требуется выходить из автомобиля и осуществлять ручное открывание и закрывание ворот. Вместо этого, механизм электропривода выполняет эти действия. Конструкция откатных ворот включает в себя рельс, по которому створка перемещается вбок, и ролики, обеспечивающие ее плавное движение по рельсу. Благодаря этому, при открывании ворота не загромождают пространство двора или прилегающей территории.
Плюсы и минусы откатных ворот
Откатные ворота обладают как преимуществами, так и недостатками. К явным достоинствам относится современный внешний вид и значительная экономия пространства, поскольку отсутствует необходимость открывать створки наружу или внутрь. Однако эта особенность является причиной и основных сложностей: ролики, обеспечивающие движение ворот, могут быстро изнашиваться.
При эксплуатации откатных ворот зимой необходимо будет удалять лед с движущихся механизмов и рельсов, что потребует затрат времени.
Важно! Наличие подвесной балки накладывает ограничение по высоте въезжающего транспорта для конструкций подвесного типа.
Виды откатных ворот
Существуют различные распространенные типы конструкций откатных ворот:
- подвесные
- рельсовые
- консольные
Каждая конструкция обладает своими достоинствами и недостатками, поэтому при выборе важно изучить возможности различных типов откатных ворот.
Подвесные ворота
Обычно рельс для откатных ворот крепится в нижней части. Но в подвесных воротах есть особенность: их направляющая располагается не внизу, а наверху.
В зимнее время верхняя балка необходимо очищать от снега и наледи, чтобы обеспечить ее нормальную работу.
Она также устанавливает ограничение на высоту въезжающих транспортных средств, что исключает возможность проезда высоких автомобилей. Если ширина подъёмных ворот не превышает 3 метра, дополнительная створка не требуется, достаточно одной. Вторичная створка снижает нагрузку на верхнюю балку при большой ширине ворот. Для подвесных ворот применяются готовые направляющие и ролики.
Для монтажа верхней части полотна из профлиста необходимо, чтобы она выступала за проем на 10 см, а с боков нужно предусмотреть припуск в 20 см больше ширины пространства, отведенного для ворот.
Для установки направляющих и роликов в нижней части предусматривается зазор в 5 см. Каркас изготавливается путем сварки квадратных труб с сечением 12 см.
Рельсовые ворота
Рельсовые ворота – это разновидность откатных ворот. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с подвесными воротами. В частности, ширина створки может быть существенно больше – до 3 метров, в два раза.
Благодаря данной конструкции нет необходимости беспокоиться о весе полотна и предпринимать меры по его снижению.
Рельсовые раздвижные ворота отличаются высокой устойчивостью к воздействию ветра, поэтому их рекомендуется использовать в ветреных местах.
Выделяют два варианта монтажа рельса: углубленный и незаглубленный. Поездка по незаглубленному рельсу сопровождается ощутимой тряской, которую чувствуют пассажиры автомобиля.
Рельсы увеличенной глубины обеспечивают более комфортный и плавный въезд, однако требуют более тщательного ухода, особенно в холодный период. В теплое время года необходимо регулярно удалять с рельсов пыль, землю или песок.
Консольные конструкции
Консольные откатные ворота – наиболее сложная конструкция из представленных. Такая сложность обусловлена необходимостью обеспечения пространства для отката в сторону, что подразумевает наличие ширины для противовеса, а также прикрепление листа ворот к балке.
Вместо вертикальной секции используется нижняя балка с консольными роликами. Благодаря этому въезжающему транспорту не предъявляются ограничения по высоте, только по ширине проема.
Интересно! Несмотря на это, нижнее размещение балки и роликов не является единственным решением для консольных конструкций. В отдельных ситуациях они могут быть расположены в верхней части или даже по бокам. Однако нижний тип монтажа остается наиболее востребованным.
Консольные ворота обладают значительным преимуществом – их работоспособность не зависит от наличия снега. В отличие от рельсовых систем, требующих очистки перед использованием, консольным воротам достаточно убрать снег с поверхности до уровня балки.
Обычно они устанавливаются на высоте около 10 см. В регионах с малым количеством снега консольные ворота также считаются современным решением. Их удобно перемещать, и они способны выдерживать сильные ветровые нагрузки.
Самостоятельное проектирования конструкции
Создание откатных ворот своими руками – задача, требующая определенных навыков. Однако, это может стать более экономичным решением по сравнению с установкой распашных ворот. Консольная конструкция потребует наибольшего объема работ и знаний, но в конечном итоге это будет оправдано. Перед началом сварочных и монтажных работ необходимо разработать схему и точно рассчитать размеры всех элементов ворот и их расположение.
Чертежи и схемы
Чертежи и эскизы должны отображать расположение рамы и несущей балки. На схеме необходимо указать направление движения полотна ворот. Концевой разгрузочный ролик может быть обозначен на схеме в одной из секций ворот, а во второй части требуется установка ролика с ограничителем и уловителем. В первом случае разгрузочный ролик будет помогать снизить нагрузку на балку и роликовую каретку.
Важно! Верхний улавливатель может быть установлен в районах, где есть ветры, и не только в возвышенных местах. Он предотвратит раскачивание конструкций под воздействием ветра.
Какие нужны материалы
Некоторые компоненты для откатных ворот потребуется приобрести готовыми, поскольку их самостоятельное изготовление будет слишком трудоемким. В частности, это касается роликовых систем. Однако в редких ситуациях возможно практически полное изготовление ворот своими силами.
Что нужно для сооружения своими руками
Сначала необходимо определить вес, который будет испытывать балка. Этот расчет напрямую влияет на выбор характеристик фурнитуры, а именно роликов для откатных ворот.
Наиболее распространены три вида видеороликов:
- для массы до 400 кг, не более 4 м
- для массы 400-600 кг, не более 6 м
- для массы свыше 600 кг и длиной полотна более 6 м
Выбор деталей для механизма отката
Приобретение полного комплекта фурнитуры для монтажа ворот является самым доступным способом. В него входят ролики, нижняя направляющая, поддерживающая скоба, опорный ролик, подставка для роликов и пластиковая заглушка. Все компоненты, как предполагается, способны выдерживать вес готовых ворот.
Какие инструменты и материалы понадобятся
В перечень оборудования входят угловая шлифовальная машина для резки, сварочный аппарат для сварки, а также инструменты для земляных работ, включая рытье и выемку грунта, и для бетонирования фундамента ворот.
Для замешивания раствора бетономешалка не потребуется, можно использовать насадку для перфоратора. Кроме того, понадобятся инструменты для покраски готовых ворот.
Используемые материалы включают: профильную трубу размером 50х50, трубу 40х2х20, швеллер №20 для организации опорной площадки, арматуру, профнастил и бетонную смесь.
Подготовка проема – первый этап монтажа раздвижных ворот, требующий особого внимания. Необходимо тщательно проверить размеры и геометрию проема, чтобы обеспечить корректную работу ворот. Убедитесь в отсутствии препятствий, таких как выступающие элементы или коммуникации, которые могут помешать движению полотна. Также следует проверить ровность поверхности, так как неровности могут привести к неравномерному распределению нагрузки и преждевременному износу конструкции
Инструкция состоит из четырех последовательных этапов. Начинается она с установки опорных столбов, между которыми впоследствии создается проем требуемой ширины с учетом небольшого запаса.
Для возведения опор рекомендуется использовать долговечные материалы, такие как кирпич и бетон, которые не потеряют свою устойчивость с течением времени.
Подготовка основания для опорной системы и монтаж каркаса
Для каждого столба предусматривается отдельный фундамент, при этом глубина бетонирования должна быть не менее 1 метра. В условиях высокого уровня грунтовых вод допускается устройство единого фундамента для всей воротной системы.
В тех районах, где грунты подвержены глубокому промерзанию и обладают пучинистыми свойствами, рекомендуется увеличить глубину заложения фундамента.
Выполнение обшивки, установка фурнитуры и монтаж полотна
При изготовлении стоек из кирпича, закладные элементы устанавливаются непосредственно в процессе кладки для упрощения крепления рамы. Сварка каркаса выполняется с использованием строительного уровня, при этом швы наносятся сверху вниз на ровной поверхности.
К направляющему рельсу приваривается труба рамы, затем изготавливается верхняя поперечина и откос. Чтобы предотвратить перегрев, сварка выполняется не последовательно, а шахматным способом.
Выполняют монтаж внутренних перегородок, заполняя их листами. Проводят грунтование и покраску. При монтаже используют шнур для определения осевой линии створки.
Установка электропривода и элементов безопасности
Для автоматизации открывания ворот необходимо купить и установить: зубчатую рейку, электропривод, сигнальную лампочку, пульт дистанционного управления, фотоэлементы и блок управления. Установка этих компонентов возможна только при условии, что ворота перемещаются по направляющим без затруднений.
Обслуживание
В холодное время года обслуживание откатных ворот предполагает удаление наледи с рельсов и роликов. В процессе эксплуатации рельсы, расположенные вровень с поверхностью, требуют очистки не только от снега и льда, но и от загрязнений, таких как земля и пыль.
Часто встречается ситуация, когда полотно ворот не возвращается в фиксаторы. Вероятно, потребуется осмотреть фундамент. В редких ситуациях сильные порывы ветра могут деформировать само полотно. Иногда причиной является необходимость регулировки электронных компонентов.
Наиболее частые ошибки
Чаще всего возникают три вида ошибок при установке и эксплуатации ворот. Во-первых, выбираются неподходящие материалы, в частности, ролики и направляющие рельсы, которые не соответствуют типу и весу ворот. Во-вторых, при откосе створки важно обеспечить ровную поверхность и отсутствие каких-либо помех в направлении движения.
Установка калитки в зоне открывания ворот не допускается. Кроме того, откатные ворота не могут выполнять функции калитки, поскольку их компоненты будут подвергаться чрезмерному износу. Выбор типа откатных ворот позволяет подобрать оптимальную конструкцию, соответствующую потребностям домовладельцев или владельцев дачных участков.
Их внедрение предполагает корректную установку и эксплуатацию, что влечет за собой затраты времени и финансовых ресурсов.